Умер Юрий Мефодиевич Соломин.
Многие знают, что он был прекрасным артистом, замечательным педагогом, семьянином. А руководителем Малого театра, вообще, выдающимся, сумевшим сохранить культурные традиции русского театра не только для России, но и для мировой театральной культуры. Многие знают его замечательное сотрудничество с гениальным Акира Куросава, который и его считал универсальным гением-актером. Впрочем, это общеизвестно.
Но мало, кто знает, что много лет дети-инвалиды нашей организации Инва-Студии, а затем Инва-Академии дружили с Юрием Мефодиевичем и его театром, и все эти годы он не только поддерживал, но, в каком-то смысле, принимал участие в нашей довольно сложной реабилитационной работе. Много лет я, как руководитель организации и ее учредитель, старался организовывать встречи наших воспитанников с замечательными людьми, настоящими личностями: Патриархом Алексием, Римским Папой, В. Т. Спиваковым, М. Кабалье, В. И. Лихоносовым и конечно, с Ю.М. Соломиным. Своим присутствием, харизмой, подлинной культурой, они прямо или косвенно влияли на наш воспитательный процесс. Вносили в него очень важное для людей с ОВЗ – возможность широкого, даже международного общения, а отсюда – снятие синдрома так называемой ограниченности. Поездки в Москву, За рубеж: в Европу, Эмираты и даже в США, вдохновляли ребят на творчество, полет мысли, и их картины восхищали даже самых высоких профессионалов, таких как Зураб Церетели, Никас Сафронов, Виктор Лукьянов и многих, многих других.
Впервые встретились с Юрием Мефодиевичем мы в его театре во время одного из форумов 2001 года, куда нас пригласили провести выставку. Мы привезли наши иконы, т.н. передвижной иконостас с святыми на булыжниках, которые мы подобрали и расписали в Туапсе на взморье. В нижней части иконостаса дети исполнили портреты погибших моряков АПК «Курск» тоже на камнях. Выставка была впечатляющей. Позже в одном из наших видеороликов Юрий Мефодиевич скажет, что за последние годы его мало, что так впечатляло и поражало, как эта наша выставка. С этой встреч началась наша дружба с Юрием Мефодиевичем и его театром. Неоднократно мы проводили выставки и встречались с ним и в знаменитом Щепкинском зале Малого театра, и в его кабинете, и в новом здании театра на «Ильинке» и даже у нас в Краснодаре в Студии.
Накануне приезда в Краснодар с труппой Малого театра он позвонил мне, и мы с Василием Ивановичем Руськиным, моим заместителем и художественным руководителем, встретили его в аэропорту. Он летел в самолете с актером Александром Михайловым, и, тепло поздоровавшись с нами, пригласил нас на пресс-конференцию в наш местный драм-театр, где Малый театр должен был гастролировать и где уже собрались многие приехавшие актеры труппы. Было приятно видеть теплые, непосредственные отношения между Соломиным и его актерами, даже самыми молодыми. В них было со стороны Юрия Мефодиевича что-то отеческое, заботливое, о чем я в дальнейшем узнал, что видел сам, даже в бытовых, казалось, мелочах. Никакого снобизма, начальственности и всех подобных черт, характерных для т.н. «великих». Я тоже задал какой-то вопрос на пресс-конференции. Он улыбнулся.
— Николай Николаевич, да мы уж с вами поговорим и подробнее на эту тему позже.
Небольшого роста, простой милый человек, он был необыкновенно красив до старости и также прост и красив в отношениях с людьми, ничем не выделяясь в толпе. Когда мы шли по нашей центральной Красной улице, его несколько раз сразу как бы не заметили – идет обычный человек но вдруг осознав, останавливались и догоняли нас и просили сфотографироваться. Ну как же: любимый всеми — «адъютант его превосходительства», да еще просто на улице, среди обычных прохожих в Краснодаре. Памятуя недавний казус с приездом к нам Г.Н. Селезнева и, как его пытались, минуя нас, увезти в Анапу, я рассказал об этом Юрию Мефодиевичу. Он рассмеялся.
— Не волнуйтесь, если мы с вами договорились, никто этому не воспрепятствует. К сожалению, ночью я уезжал поездом в Москву, но Юрий Мефодиевич не только посетил нас в нашей Студии и встретился с детьми, но обстоятельно с ними побеседовал и вручил подарки от театра. У многих наших воспитанников до сих пор на самом видном месте в квартирах его подарки: альбомы Малого театра с его автографами и кассеты с аудиозаписями. Позже нам сделали видеоролик, где он выступил, а актер Александр Михайлов его озвучил.
Юрий Мефодиевич, как и большинство тех, кто вышел и сформировался как человек, личность, профессионал в советское время, сохранил лучшие черты счвоей эпохи. В отличие от многих его коллег по цеху он не отрекся от прошлого, не «переобулся» и не стал переобуваться в угоду конъюнктуре, а наоборот постоянно своей работой и творчеством протестовал и боролся против пошлости и узколобости, которые широким потоком стали входить в нашу культуру. Но мало кто знает, как ему было трудно. В наших нечастых встречах у него в кабинете, он как-то вздохнул,
— Подминают они и меня. Боюсь, что подомнут.
И все же он выстоял и как ни странно, ему даже стали ставить это в плюс — те, кто косо смотрел на его так называемый «консерватизм и косность». А ведь он был просто порядочным русским человеком, умным, надежным, любящим свою Родину, свой театр и профессию. Трудно забыть одну из его важнейших ролей в театре – роль царя Федора Иоанновича, тонкую, по-настоящему трагичную, с различными оттенками и нюансами, не столько в уникальной технике исполнения, сколько в самой личности актера.
Люди, зрители обычно вспоминают роли актеров, но у Ю.М. Соломина, главное, мне кажется, все таки в жизни — Малый театр. Ему он отдал не только свое профессиональное мастерство и силы, но все лучшее, что сохранил в себе до конца своих дней. Часто при встречах, вспоминая о «стариках» Малого, он выделял больше всех Веру Николаевну Пашенную. Она не только поддержала его в начале пути, но была неким покровителем и даже примером, что в дальнейшем, видимо, сказалось на его отношениях с актерами театра, когда он стал его художественным руководителем. Была у Юрия Мефодиевича, наверное, как и у всех в жизни и в театре своя трудная полоса: он долго имел всего одну роль и практически бездействовал в театре. И здесь опять его поддержала Пашенная, подставил плечо старший товарищ и коллега Виктор Иванович Коршунов, втянув в работу в Щепкинском училище педагогом. Когда мы познакомились Виктор Иванович был директором Малого театра. До конца жизни Юрий Мефодиевич с супругой Ольгой Николаевной передавали свой опыт и мастерство в училище своим подопечным.
Малый театр еще при своем основании был задуман, как императорский с роскошью интерьера, изысканностью лож для царствующих особ. Нас с экскурсией провели по театру, показали царскую ложу, даже разрешили детям посидеть на заветных стульях. Юрий Мефолдиевич, видя восторги ребят, смотрел на них добрыми глазами и улыбался. Особое, конечно, впечатление произвел на всех зал с портретами уже ушедших знаменитых актеров с известным серовским, огромным, в рост Марии Ермоловой. Вообще, когда ходишь по Малому и его залам невольно думается: ведь здесь ступали в свое время Пушкин, Лермонтов, другие замечательные люди и начинаешь понимать Соломина: как можно после этого идти на компромиссы с пошлостью, не бороться с теми, кто пытается сейчас уничтожить, вычеркнуть из памяти наше прошлое.
Уже в новое, после перестроечное время нашу страну посетила королева Англии, Елизавета. В ее культурной программе было посещение Малого театра. На фотографиях в альбоме, который подарил нами Юрий Мефодиевич осталась запечатленной эта встреча. Мы в свою очередь сделали свои подарки Театру и Юрию Мефодиевичу с Виктором Ивановичем Коршуновым – иконы и графические изображения русских православных святых. Как-то в одной из телевизионных передач о Малом театре и его руководителе показали интерьер кабинета Юрия Мефодиевича, и я с удовольствием увидел работу нашего Димы Барсова в графике. Он инвалид-колясочник, работал над ней много дней и трогательно передал ее через меня Юрию Мефодиевичу. Когда я рассказал об этом нашим коллегам в Чечне, директор детского приюта в селе Гвардейском Руслан Катоевич Юсупов попросил меня,
— Познакомь с Юрием Мефодиевичем, я его давно люблю с «Адьютанта его превосходительства». Познакомь, ради аллаха. Я позвонил Юрию Мефодиевичу и рассказал об этом. Он весело рассмеялся в телефонную трубку. — Да, ради бога. Приезжайте.
Он принял нас в свой кабинет, и мы часа полтора беседовали с чаем и печеньями. Говорили о молодости, современности, недавних событиях в Чечне. У Юрия Мефодиевича был шрам на руке, и он рассказал, как его случайно укусила любимая овчарка, когда он разнимал ее с другой собакой в драке.
— Я люблю животных, — говорил он. — Кот ложится ко мне, если что у меня болит и боль, не поверите, стихает. Я в этом убеждался много раз.
Одно из наших подготовительных мероприятий к 100-летию М.А. Шолохова, мы проводили в Малом театре. Собралось несколько человек, в том числе внук великого писателя и в то время Генеральный директор музея-заповедника М.А. Шолохова, генеральный директор Благотворительного Фонда Олега Дерипаска Т.Д. Румянцева и, конечно, Юрий Мефодиевич.
— После заседания, Тамара Дмитриевна Румянцева отметила.
— Как тепло говорил о ваших детях Юрий Мефодиевич. Просто поразительно.
— Что вы, — подтвердил я. – Он постоянно выделяет нам бесплатные билеты на спектакли, когда мы приезжаем в Москву. А как смотрят эти спектакли дети. Полный восторг. Я обычно больше не на сцену во время спектакля смотрю, а на детей. Такие эмоции. Они у нас действительно, замечательные.
На что мы еще все обратили внимание в Малом театре во время подготовки и проведения выставок: буфет для артистов и посетителей, кардинально отличались друг от друга. Первый необыкновенно дешевый, среди всех питательных учреждений, какие я посещал в Москве. А для зрителей — много дороже. Но блюда в буфете для артистов и сотрудников всегда самые полезные и вкусные. В этом еще одна забота Юрия Мефодиевича об артистах и театре.
И вот Юрия Мефодиевича не стало. Эпоха Соломина, как бы ее не пытались вычеркнуть из нашей жизни, реально существует и, надеюсь, будет существовать. Она во всех порядочных и по настоящему любящих людей и Родину наших гражданах.
Николай Галкин